Отделение диагностики и социальной реабилитации
Отделение диагностики и социальной реабилитации является стационарным отделением, предоставляющим социальные услуги несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет в условиях временного круглосуточного проживания. Отделение рассчитано на 21 место и осуществляет свою деятельность на основании Устава и настоящего Положения. Штаты отделения утверждает директор Центра. Руководство и контроль деятельности отделения осуществляет администрация Центра.
Деятельность специалистов отделения направлена на:
- обеспечение временного пребывания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;
- участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;
- оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
- разработку и реализацию индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
- организацию содействия профессиональной ориентации несовершеннолетних и получение ими специальности, образования;
- организацию и проведение пропагандистской и организационно-просветительской деятельности;
- подготовку информации по актуальным социально-психологическим, социально-педагогическим, социально-правовым проблемам в средства массовой информации;
- проведение мониторинга эффективности и качества коррекционных, профилактических и реабилитационных мероприятий;
- разработку и внедрение межведомственных технологий взаимодействия государственных и негосударственных организаций и учреждений в осуществлении комплексной помощи семье и детям;
- разработку и реализацию индивидуальных программ реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
- включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в Центре и за его пределами;
- оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи в условиях круглосуточного (стационарного) пребывания ребёнка в Центре.
Цель деятельности:
Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечение им необходимой социальной помощи.
Предмет деятельности:
Оказание социальных услуг несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Задачи отделения:
- диагностика и коррекция психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, с учётом его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;
- разработка и реализация индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетних (ИПР), включающей комплекс мероприятий, направленных на восстановление социального статуса личности и на вывод из трудной жизненной ситуации;
- осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение социальной, психологической, правовой и других видов помощи;
- организация досуга, кружковой работы с несовершеннолетними, реализация летней оздоровительной программы реабилитации;
- проведение работы по профориентации, трудотерапии;
- апробация и введение новых форм реабилитационной работы с несовершеннолетними.
В коллективе отделения работают: специалисты по социальной работе, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, педагоги-психологи, логопед. Сотрудники отделения обеспечивают: учебную, познавательную, игро- и трудотерапевтическую, досуговую, профориентационную деятельность несовершеннолетних, участвуют в процессе социальной адаптации, поддерживают контакты с их родственниками с целью обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации.
В отделении ведётся работа по повышению эффективности созданной в Центре воспитательно-реабилитационной системы. Стратегической целью является создание условий для формирования духовно-нравственной, здоровой, активной личности, способной успешно развиваться в существующих политических и социально-экономических условиях.
Вся воспитательно-коррекционная работа в отделении строится по комплексной воспитательно-развивающей программе «Десять шагов к успеху» по следующим направлениям:
Адаптационно-развивающее направление:
- первичные беседы для установления контакта «воспитанник-воспитатель» и снятия эмоционально-психологического напряжения;
- ознакомление несовершеннолетних с правилами и нормами поведения, условиями пребывания в Центре;
- выявление его склонностей и интересов с целью выбора направлений реабилитационной работы и организации досуговой занятости;
- разработка индивидуальной программы реабилитации.
Гражданско-правовое направление:
- совместная работа воспитателей, специалистов по социальной работе, юрисконсульта по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних во взаимодействии со специалистами учреждений системы профилактики и правоохранительных организаций –профилактические беседы и лектории;
- осуществление системы мероприятий воспитательного характера с целью устранения причин совершения правонарушений и создания условий, их исключающих – изучение правил поведения и режима дня воспитанниками, проведение мероприятий в рамках «Школы жизни или шаг в будущее» (беседы, викторины, творческие конкурсы рисунков и сочинений «Я рисую право», «Что я знаю о законе», «Мои права и обязанности», организация тематических мероприятий «День правовых знаний», «День Конституции РФ», правовое консультирование несовершеннолетних, разработка информационно-просветительских материалов (рекомендации, памятки, буклеты, стенгазеты);
- формирование у несовершеннолетних навыков общения, культуры поведения в обществе, решения конфликтных ситуаций – проведение часов общения, тематических круглых столов, психологических тренингов.
Культурно - досуговое направление:
- формирование у несовершеннолетних нравственных смыслов и духовных ориентиров; воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, подготовка их к самостоятельной жизни – проведение тематических мероприятий «День Победы», «День защитников Отечества», «День города»; мероприятия духовно-нравственной направленности (встречи с представителями традиционных религиозных конфессий, экскурсии в церковь, знакомство с традиционными праздниками и обрядами, благотворительные мероприятия, чтение литературы), развитие тимуровского движения, экскурсии в музеи и по памятным местам города, мероприятия в сотрудничестве с библиотеками города;
- организация творческой и досуговой деятельности несовершеннолетних – посещение кружков дополнительного образования, организация кружковой деятельности в учреждении «Волшебный клубок», «Лепилка», «В гостях у Марьи-искуссницы», участие в творческих конкурсах чтецов, рисунков, плакатов, поделок;
- грамотное использование социокультурного пространства города, как ресурса для развития личности несовершеннолетних - посещение спектаклей, представлений, концертных программ, музеев, выставок и кинотеатров;
-участие в городских, областных, Всероссийских акциях «Неделя добра», «Неделя детской книги» и др.
Спортивно-оздоровительное направление:
- формирование здорового образа жизни, профилактика и укрепление здоровья воспитанников и семей через изменение стиля жизни – Дни здоровья, занятия в тренажёрном зале, просмотр видеороликов и документальных фильмов из цикла «Цена курения», проведение спортивных и подвижных игр, турслётов, проведение лекториев, бесед, акций, разработка информационно-просветительских материалов (памятки, буклеты, стенгазеты, коллажи).
Трудовое направление:
- организация трудовых десантов;
- осенний и весенний субботники;
- организация работы по оформлению групповой комнаты;
- привитие навыков личной гигиены и самообслуживания;
-цикл развивающих игр «Все профессии важны»,
- беседы «Как выбрать учебное заведение», «Профессии моих родителей».
Эколого-краеведческое направление:
- эколого-краеведческие экскурсии – «Экологические тропы»;
- акции «Покормите птиц зимой!», «Берегите природу!» и др.;
- посещение культурно-исторических мест города – памятника «Мужеству посвящается» и др.;
- выходы на природу – «Тропа здоровья», экскурсии;
-познавательные викторины и конкурсы – интеллектуальные викторины «Край мой родной», «Животный мир нашего края», «Всё о нашем городе», конкурсы рисунков «Мой Киселёвск», «Моя семья, моя страна», «Широка страна моя родная» и др.
Профилактическое направление:
- реализация программы «Домашний очаг», направленной на оказание помощи семье в выборе методов воспитания и укрепления детско-родительских отношений, повышения психологической и педагогической культуры родителей;
- лектории и часы общения по профилактике правонарушений и антиобщественного поведения;
- выпуск стенгазет и буклетов.
Участие воспитанников в конкурсах.
Воспитанники отделения под руководством педагогов принимают активное участие и занимают призовые места в проводимых городских, областных, всероссийских и международных конкурсах.